Двигатели Deutz в советских автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ и Урал

Несколько лет назад, работая в отделе внешних испытаний моторного завода Deutz в Кёльне, мне на стол попала папка с архивными материалами и фотографиями, датированными 1971-1973 годами, об испытаниях двигателей с берегов Рейна в советских автомобилях, с выведенным рукописным заголовком «Deutz-Motoren in SU-Fahrzeugen».

Я до сих пор не знаю, кого могу поблагодарить за предоставленный материал. Но так как тема, всё-таки, косвенно касается темы моего сайта, то не могу не поделится имеющейся информацией с людьми, неравнодушными к советским автомобилям и истории советского автомобилестроения.

Первый материал, от 1973 года, рассказывал о возможности внедрения двигателей Deutz в советские военные автомобили для иранской армии. Были построены опытные образцы на базе машин: ГАЗ-69 с мотором F4L 912 и механической коробкой ZF, в Алжире; в 1970ом году ЗИЛ-131 6х6 с V-образным двигателем F6L 413. Непригодными, согласно докладу, для оснащения двигателями оказались УАЗ-450А и ГАЗ-62. В автомобили МАЗ-500 и тягач КрАЗ-214, была возможна, но не рекомендовалась, установка двигателей F8F 413 и F10F 413/F12L 413, соответственно, по причине нерегулярной поставки запчастей.

Второй материал, датирован 1970 годом, посвящён ресурсным испытаниям двигателей F6L 413 160лс/2650 и F8L 413 210лс/2650 на машинах УрАЛ-375 6х6 и 377 6х4. В испытаниях также принимали участие стандартные УрАЛы и ЗИЛы. Автомобили прошли путь от 12000 до 15000 км по дорогам общего пользования, степным маршрутом и в гористой местности (до 4780 м). Особенно немцы отмечают, что УрАЛы, оснащённые их двигателями, преодолели горные подъёмы намного лучше, тогда как стандартные машины с бензиновыми двигателями – только с половинной загрузкой и на малых скоростях. Глинистые степи автомобили проходили при температурах в 42-45 градусов со средним расходом топлива в 80-100 литров на 100 километров. Двигатели показали себя с лучшей стороны и, кроме небольших дефектов, серёзных проблем выявлено не было.

И третий материал, это отчёт об испытаниях двигателей в автомобилях ГАЗ-52 (F4L 912, 75лс/2800), и ГАЗ-53 и ГАЗ-66 с двигателем F6L 912 110лс/2800. Переоборудование было проведено в Горьком, ныне Нижнем Новгороде, немецкими специалистами.

Всего на испытаниях в Советском союзе находились 26 моторов, испытываемых в Москве (НАМИ), Миассе и Горьком. Интересным фактом является размещение логотипа Magirus-Deutz на радиаторных решётках некоторых советских УрАЛов и ГАЗов.

Историческая справка

История завода Deutz берёт начало в далёком 1864ом году, когда конструктор-изобретатель Николаус Отто и предприниматель Евгений Ланген решают оснавать компанию, которая бы занималась выпуском атмосферных газовых машин. В 1869 году запускается завод, по производству моторов, способных успешно конкурировать с громоздкими паровыми машинами. В 1872 г. на реконструированное предприятие назначается новый технический директор – Готтлиб Даймлер (будущий изобретатель автомобиля), а пост начальника конструкторского отдела занимает Вильгельм Майбах – личность не менее легендарная в автомобилестроении. В 1886 г. Отто получает степень доктора философии в Университете Вурцбурга и совместно с Робертом Бошем разрабатывает электрическую систему зажигания. В 1898-м был сконструирован и представлен публике принципиально новый двигатель, имеющий воспламенение от сжатия. В честь автора, Рудольфа Дизеля, его назвали «дизелем». К 1907 г. началось кратковременное производство легковых автомобилей марки Deutz-Bugatti (1907 – 1912) с участием самого их создателя, Этторе Бугатти, работавшего в компании с 1907 по 1909 годы. Затем завод обратил своё внимание к тракторам. Первая машина собственной разработки сошла с конвейера в 1924 г. Модель называлась Deutz МТН 222.

В Советском союзе двигатели Deutz получили широкую известность благодаря 10 тысячам самосвалов Magirus-Deutz 232 и 290, приобретённых у завода в 70ых для освоения БАМа. Всего было закуплено грузовиков на сумму 1,04 миллиарда дойчмарок. В 1981—1982 годах, советская сторона заказала запчасти на не менее впечатляющую сумму — около 200 млн марок. Не будет лишним напомнить, что в те же годы советский автопром мог предложить бамовцам для освоения тайги лишь двухосный 8-тонный МАЗ-503А и трехосный 12-тонный КрАЗ-256Б, причем условия работы на этих отечественных машинах были совершенно несопоставимыми с “Магирусами”, имевшими большую трехместную термоизолированную кабину с панорамным лобовым стеклом, регулируемым сиденьем водителя и две независимых автономных отопительно-вентиляционных установки. Массивный широкий капот давал шоферам, как они любили выражаться, “еще один метр безопасности”.

Первый двигатель, по принципу которого сейчас работают моторы практически в каждом автомобиле на Земле – «принципу Отто», датированный 1867 годом и получивший золотую медаль на выставке в Париже в том же году, находится в музее завода и благополучно запускается. Данные двигателя: 0,5 л.с., 80 оборотов в минуту, диаметр цилиндра 190мм, вес 700 кг, потребление газа – 1 кубический метр в час и на лошадиную силу.

Запись опубликована в рубрике Заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.